суббота, 5 декабря 2009 г.

Конец риторики

Риторика, если рассматривать ее широко, как науку о языке вообще, возникла так давно, что ученые не стесняются ошибаться в датировках лет эдак на тысячу – возникла она 2-3 тыс. лет до Р.Х. Где-то в Китае, Индии или Египте, или всюду там разом. Но для нас, европейцев, значение имеют не китайские изыскания, а греческие.

В пятом веке до Р.Х. у греков риторика вполне отпочковалась от философии, хотя занимались ею только философы. До сих пор это является некоторой проблемой, поскольку философские корни риторики мешают ее усвоению «в три приема за семь уроков». Логика, например, являясь неотъемлемой и необходимой частью риторики, вообще с огромным трудом укладывается в головах современных студентов. Но мы отвлеклись.

Аристотель, был такой древнегреческий профессор, создал риторический канон, оставшийся неизменным в своих основных частях вплоть до сегодняшнего дня. Если вы посмотрите на программу курса риторики студии «Аргументъ», вы его там увидите: изобретение, расположение, выражение; логос, этос, пафос – все это идет от Аристотеля.

Риторика была искусством, а слово было произведением этого искусства. Целью обучения риторики было умение составлять завершенное высказывание.

С течением времени риторика начала разделяться, сперва из нее проросла грамматика, поэтика, логика – в этом заслуга, или вина, в первую очередь римлян, с их сухим разлагающим мозгом. А потом процесс распада стал необратим, и вместо риторики у нас появилось несколько отдельных дисциплин о языке, как будто бы связанных друг с другом, но не настолько, чтобы позволить одному человеку овладеть ими всеми. А ведь только знание всех частей когда-то единой риторики позволяет составить грамотную речь.

В 19 веке вовсю началась развиваться литература, художественное слово, и потому риторика была вовсе исключена из программ обучения. Ораторское искусство исчезло бы совершенно точно, если бы – здесь мы уже говорим о России – не введение суда присяжных: прокурор и адвокат стали говорить для публики, они вынуждены были произносить яркие речи с целью убедить всех участников суда в своем мнении. Впрочем, долго они риторику поддерживать на плаву не смогли, так как грянула революция.

Большевики ввели обязательное образование и сделали народ всеобщеграмотным. Сделали они это, разумеется, для того, чтобы промывать народу мозги с помощью газет. Как видите, проект их жив и работает до сих пор. В условиях тотального засилья свободных и независимых СМИ, когда право говорить есть только у журналистов, люди быстро забыли о риторике, забыли о том, что они могут не просто «общаться», они могут публично отстаивать свою точку зрения.

Так умерла риторика – наука о целесообразном слове.

www.argument-studio.ru

Комментариев нет:

Отправить комментарий